Еще раз об айдентике: является ли фирменный стиль компании вашей сильной стороной?

22.10.2014

Подвергаясь ежедневному визуальному террору рекламой, наш бедный мозг каким-то образом все-таки умудряется всю эту информацию распознавать, сортировать и упорядочивать. А еще – легко избавляться от случайного «мусора». В долгосрочную память откладываются только самые сильные визуальные стимулы. Относится ли к таковым фирменная айдентика вашей компании? Давайте попробуем разобраться.

Двадцать лет назад такого количества бизнес-игроков, как сегодня, не было. Сейчас же для того, чтобы определиться с выбором ресторана, страхового агентства или частного детского садика, потребителю нужно больше, чем просто факт их наличия на рынке.

Потребителю нужна уверенность, что вам как субъекту бизнеса можно доверять, и эта надежность должна ощущаться как на уровне сервиса, так и в визуальном образе компании в целом – через ее корпоративную айдентику (логотип и элементы фирменного стиля).

© BuroCreative, Англия

© BuroCreative, Англия
Фирменный стиль мексиканского ресторана в Лондоне © BuroCreative, Англия

Оказавшись в грамотно брендированном пространстве (например, магазине, ночном клубе, кафе или банке), человек уже с первой минуты понимает, в зоне влияния какого бренда находится. Бренд узнаваем даже без логотипа компании – достаточно взглянуть на сочетание цветов, характер типографики (в меню, на информационных табличках, в оформлении витрин), геометрию форм и линий.

© lg2boutique, Канада
Фирменный стиль Олимпийского парка в Монреале © lg2boutique, Канада

При этом корпоративная айдентика – это нечто большее, чем просто логотип, визитка или официальный бланк. Корпоративная айдентика – это заявление компании о себе, транслируемое через дизайн, шрифт и цвет.

© Tres Tipos Gráficos, Испания
Фирменный стиль агентства по устроению торжеств © Tres Tipos Grficos, Испания

Поэтому легкомысленное отношение к ней может дорого стоить в будущем, причем в буквальном смысле. Иногда компания просто «вырастает» из своего неказистого фирменного знака, сделанного много лет назад «на коленке», и больше не хочет с ним ассоциироваться, потому что давно шагнула вперед, став на две головы выше многих конкурентов.

Безусловно, айдентика может меняться и по другим причинам – вслед за изменениями в самой компании (в связи с переориентацией или реструктуризацией бизнеса, и это называется ребрендинг фирменного стиля) или для лучшего соответствия духу времени (редизайн). Следующие примеры наглядно демонстрируют, как изменились логотипы известнейших брендов под влиянием последнего фактора:

Пример редизайна логотипов известных ТМ

Профессионалы, занимающиеся разработкой фирменного стиля, учитывают при создании логотипа множество моментов: как он будет смотреться на бумаге и в электронном виде (т.е. в различных системах цветопередачи – CMYK и RGB), выдержит ли проверку на считываемость в черно-белой печати, например, в рекламном газетном модуле или на странице факса (высший пилотаж – логотип, который узнаваем даже на ксерокопии факса, сделанного с ксерокопии!).

© Savvy, Мексика
Айдентика магазина товаров для активного образа жизни © Savvy, Мексика

Отличие по-настоящему качественной айдентики – в идеальном балансе простоты визуального выражения – знака – и продуманности концепта, стоящего за ним.

© Fabula Branding, Беларусь

© Fabula Branding, Беларусь
Айдентика компании – разработчика программных продуктов © FabulaBranding, Беларусь

Часто фирмы, желая выделиться, выбирают сложные многоцветные логотипы, забывая, что вся эта витиеватая красота, будучи напечатанной в мизерном формате где-нибудь на листовке с перечислением партнеров и спонсоров, потеряет всю свою элегантность и будет смотреться крайне невыгодно.

© Apartment One, США
Айдентика для консалтинговой фирмы © Apartment One, США

Популярное мнение о том, что логотип должен сразу давать понять, чем занимается компания, неверно. Фирме, торгующей овощами, не обязательно помещать на логотип морковку, а банку – изображения монет. Идеально – когда логотип выражает нечто надматериальное: идею, дух, ценность, лежащие в основе компании. Ведь может прийти момент, когда под данным брендом производитель начнет выпускать совершенно разные продукты – от тонометров до обезжиренных йогуртов.

© M&C Saatchi, Англия
Айдентика для Optus YES,второго по величине поставщика телекоммуникационных услуг в Австралии © M&C Saatchi, Англия

Для того, чтобы корпоративная айдентика выдерживалась в едином стиле, многие компании заказывают разработку брендбука – набор четких правил по использованию фирменных элементов (включая описание вариантов, которые ни в коем случае допускать нельзя) с внятно изложенной философией компании.

© Fabula Branding, Беларусь
Айдентика сети магазинов цифровой техники © Fabula Branding, Беларусь

Три кита хорошей айдентики

по версии экспертов по маркетингу Боба Янковски и Роба Кейна:

1) Фирменный стиль должен работать на результат, а не на потеху. Ваш логотип – это первое, что привлечет взгляд клиента, и цена этому моменту – решение, захочет ли он иметь с вами дело дальше.

© Fabula Branding, Беларусь

© Fabula Branding, Беларусь
Айдентика продуктового магазина © Fabula Branding, Беларусь

2) Убедитесь, что ваш логотип «работает» как в цвете, так и без него. Потому что вся красота цветного знака может обернуться неразличимой кашей при переводе в черно-белый режим. Логотип должен быть адаптивным и не терять своей хорошей считываемости при использовании на различных носителях (от пакетов и ручек до флешек и сувенирной продукции). Главное правило: если логотип не работает в черно-белом режиме, значит, логотип вообще не работает.

© Shorthand, Австралия
Айдентика приложения по выработке здоровых привычек © Shorthand, Австралия

3) Позитив и информативность. Вы должны убедиться, что ваш фирменный стиль дает ответ на большее, чем просто «как называется ваша компания». Качественная айдентика раскрывает характер компании и утверждает ценности, которые за ней стоят.

© Fabula Branding, Беларусь
Фирменный стиль Воронежской кондитерской фабрики © Fabula Branding, Беларусь

При этом дух бренда проявляется не только в оформлении стандартных носителей фирменного стиля (визиток, конвертов, шаблонов презентаций, вывесок на дверях и пр.), но и в развитии сенсорного образа компании, направленного на взаимодействие со всеми пятью человеческими чувствами (фирменная мелодия и запах, особый набор фактур и материалов при оформлении офиса, необычный стиль освещения – и даже выбор праздников, с которыми поздравлять клиентов и партнеров, не говоря уже о том, каким способом это делать и сколько души в это вкладывать).

Празднование Спаса в компании Fabula
В этом году Fabula Branding поздравляла клиентов и партнеров с праздником Спаса уникальной авторской открыткой-«фабулкой», баночкой натурального меда и яблоками, которые развозила по офисам большая и теплая плюшевая пчела

К слову, хорошее название компании может стать решающим фактором в создании сильной айдентики, поэтому это тот случай, когда его разработку лучше доверить профессионалам, а не полагаться на собственное «чувство прекрасного», потому что, как показывает практика, оно может кардинально отличаться от представлений ваших целевых потребителей, а значит, уже изначально заложит в бренд неверную коммуникацию.

Чем чреват стихийный нейминг...

Известная пословица гласит: измени направление своего пути всего на один градус – и через тысячу миль ты окажешься очень далеко от того места, куда шел.

Команда Fabula Branding желает кораблю вашего бизнеса идти на всех парусах и всегда рада помочь с разработкой такой корпоративной айдентики, которая обеспечит ему теплый прием во всех торговых мировых портах: матросы будут хотеть наняться на борт, а пассажиры – спешить купить билеты и отправиться в путешествие!

×
Расскажем о сильных и слабых сторонах вашего бренда